Ремонт
Наши работы
Строительство
Отделка


Надо доверять собственным архитекторам, учитывая опыт иностранцев

Надо доверять собственным архитекторам, учитывая опыт иностранцев



- Как вы уже знаете, Москомархитектура, подведомственной организацией которой является НИиПИ Генплана Москвы, выступит государственным заказчиком конкурса.


Сейчас наш институт занимается подготовкой технического задания для конкурса - сбором исходных данных, например графического материала, анализом числа предприятий, площади дорог, наличия объектов социальной инфраструктуры, насыщенности объектами энергетики, ЖКХ и так далее.


- Думаю, справимся с этим в течение месяца.



- Да, действительно, такая идея выдвигалась. Но САР - это общественная организация, и тогда возможны некоторые трудности с финансированием.


- Это будет прописано в конкурсном задании, но в обобщенном виде цель конкурса можно описать как создание "стратегии развития московской агломерации" в тесной связи с развитием всего Центрального федерального округа или, по крайней мере, той его части, которая наиболее близко подходит к Москве.



- Совокупность территорий, которые взаимосвязаны собой пространственно, энергетически, транспортно, экономически.



- Да, но свои предложения представили Союз архитекторов России, Международный союз архитекторов, Союз московских архитекторов. Мы будем рады помощи и других общественных организаций. Вообще планируется, что общественные организации будут принимать активное участие на всех этапах конкурса.



- Требования в процессе формирования. Я думаю, что российские участники конкурса точно будут консолидироваться между собой - градостроители, стратеги, экономисты. Да и любая международная команда должна будет состоять минимум из пяти - десяти разных специалистов.



- Активность очень большая - и на международном уровне, и на российском. Цех градостроителей очень специфичен и узок, все должны понимать, что происходит и насколько серьезно нужно готовиться.



- Возможно.



- Нет, конечно. Мы представляем в МКА некоторые исходные данные, о каком преимуществе может идти речь? Подготовка документации - скорее нагрузка, затратная часть. Все участники конкурса будут обладать той же самой информацией, но уже структурированной.



- Мое предположение: фонд может составить 10 миллионов рублей. Это нормальная цифра на мировом уровне.





- Дальше нужно ставить задачи по разработке документов территориального планирования - схем территориального развития и генплана.



- Необязательно. Это также конкурсная работа. Но, так как у нас огромный опыт и очень мощная база, мы надеемся, что у нас неплохие шансы выиграть тендер.



- От двух до трех лет. И даже дело не в том, что нужно время на сбор материалов - многие из этих процедур публичные, нужно делать официальные публикации, проводить слушания. На разработку и утверждение генплана Казани, например, ушло пять лет.



- Уверен, влияние будет благоприятным. Сейчас люди всеми правдами и неправдами пытаются строить внутри МКАДа. А после присоединения у нас будет что предложить и застройщикам, жителям города и присоединенных территорий, так что я думаю, позиция властей города, и сейчас заключающаяся в том, что город переуплотнять нельзя, станет еще более жесткой.



- Есть, конечно, много вопросов, особенно в правилах землепользования и застройки - есть ряд упущений в части допущения максимальной плотности застройки. Надо проявить волю и принять политическое решение, что нельзя так переуплотнять застройку только ради экономической выгоды.
Кроме того, в нем мало внимания уделялось транспортной проблеме: были декларации, но не было транспортных схем. Даже больше, чем сам генплан, страдал и план реализации генплана - его пришлось много корректировать в части функций строительства дорог, развязок.



- Естественно, скажутся! И эти сроки надо увязывать со сроками разработки схем территориального планирования присоединенных территорий.



- Да, действительно, наш генплан был утвержден в 2007 году - первым в России по новому Градостроительному кодексу, принятому в 2006 году. Тогда мы привлекли к сотрудничеству и российских градостроителей, из Петербурга и Москвы, и зарубежных. Было много сложностей, много вопросов со стороны населения, приходилось объяснять, что генплан - это не тротуар, не киоск, а именно стратегия развития города. Кстати, тогда я тоже имел дело не только с генпланом, но и с расширением города - территория Казани одновременно с принятием решения о разработке генплана стала больше на треть, на 18 тысяч гектаров, то есть стала 63 тысячи гектаров. Но если бы мне пришлось еще раз проделать эту работу в Казани, то я бы ее сделал практически так же, только бы еще Зеленодольск присоединил. Агломерация должна развиваться гармонично, нельзя разъединять связанные территории.



- Мы старались сохранить все здания, действительно имеющие историческое значение, боролись за них железно. Но когда мы работали над генпланом Казани, были некие "группы влияния", которые, якобы борясь за защиту истории, защищали на самом деле отдельные объекты, почему-то им интересные.


Мы сумели сберечь ту ауру, которая присуща Казани, тот дух и стиль, которым она отличается. И в то же время мы внесли в город элементы новизны - пусть называют это хай-теком или эклектикой. Город преобразился.
Если говорить об итогах нашей работы, то архитекторы Казани гордятся городом. Например, сейчас дворец "Земледелия", который был построен рядом с кремлем, хвалят даже те, кто протестовал в свое время против его возведения.



- Нет. Есть же классические градостроительные и экономические принципы формирования территорий.





- Безусловно, такое сотрудничество благотворно, хотя, откровенно говоря, был и отрицательный опыт. Один архитектор - не буду называть его имя - предлагал, в частности, центр Казани застроить так, чтобы прежде всего "экономика работала", то есть, чтобы на небольшом пятачке земли стояла башня, как в "Сити". Представляете, как бы центр Казани тогда выглядел? Естественно, мы отказались от подобного предложения. Так что к идеям даже самых уважаемых зарубежных архитекторов надо подходить взвешенно, чтобы в погоне за "экономикой" не потерять историческое наследие. Казань славится заливными просторами, волжскими, и так называемый бесконтрольный намыв, который сейчас происходит, нанесет существенный вред образу кремля и экологии города.



- Безусловно, многие зарубежные архитекторы, да, и российские тоже, правы в том, что не надо застраивать плотно. Нужно строить не дома в 25 этажей, а комфортное жилье для людей - в один, два, три, ну максимум четыре этажа.



- Французов, англичан, голландцев, китайцев и, конечно, отечественных специалистов. Иностранных архитекторов надо приглашать для того, чтобы можно было проводить полезные и продуктивные мозговые штурмы, но существуют реалии Российской Федерации, которые вносят свои коррективы даже в кажущиеся на первый взгляд очень плодотворными идеи.
Кстати, мне привлекательной кажется идея проведения конкурсов развития новых территорий Москвы среди молодых архитекторов, студентов архитектурных вузов. Пусть примут участие, скажем, 500 человек. Не сомневаюсь, что мы найдем с десяток, а может, и с пятьдесят молодых специалистов, которых потом можно будет взять на работу.



- Мне кажется, нашим заказчикам и государственным деятелям надо больше доверять своим собственным архитекторам, своим молодым ребятам. Есть у нас нормальные градостроители. Не слабее, а может, даже выше по качеству, чем зарубежные архитекторы, наши выпускники МАРХИ. От них не отстают и питерские архитекторы, и казанские, и уфимские, и самарские. И кстати, очень многие наши сильные ребята сейчас уезжают за рубеж - в Швейцарию, в Испанию, в Италию, во Францию, в Англию, причем не только чтобы там учиться, но и чтобы работать. Во многом из-за того, что за границей их больше ценят - они умеют и на компьютере работать, и графика у них посильнее, чем у западных архитекторов.



- В том числе из-за того, что определенное число архитекторов, находящихся на вершине, перестали видеть новизну идей молодых. Нужна ротация кадров.



- У нас каждый год в НИиПИ приходит человек пять молодежи. Кроме того, мы начали реформу института, создали, например, мастерскую объемного проектирования - я хотел назвать ее "комплексной мастерской", но у нас институт весь комплексный. Суть в том, чтобы, разработав генеральный план, а затем проекты планировок территорий, мы могли бы воплощать сами те идеи, которые были заложены в проекте планировки, делать проекты знаковых зданий.

К тому же это поможет реализовывать транспортную схему так, как мы ее задумали, а не так, как потом захотел какой-либо заказчик или подрядная организация. Таким образом, речь идет о реализации идеи плановой застройки "под ключ" - до конкретного объекта, до жилого дома.



- Нет, молодежь, которая может делать новые проекты и у которой рука поставлена.





- Допустим, работает человек между МКАДом и Третьим кольцом, а "перехваты" есть только на МКАДе - тогда получается, что он на перехватывающую парковку просто не попадает. Мы должны дать людям право выбора и не говорить: "Уважаемые, вот вам по МКАДу сеть парковок, и ни метра дальше проехать нельзя".


Так что несколько десятков "перехватов", вопреки высказываниям многих экспертов, нужны у Садового кольца, или, как альтернатива, там же - три-четыре транспортно-перехватывающих узла. После этого, конечно, нужно будет наводить порядок на улицах.



- Думаю, процентов на 20 - 30 Москве станет легче.



- Да, по заказу Москомархитектуры мы разрабатываем территориальную схему зон развития, прилегающих к Малому кольцу, и программу их реорганизации и комплексного благоустройства. Уже определено, что новые пассажирские платформы не будут "привязываться" к грузовым станциям, и все грузовые станции сохранят свои функции. Что касается пассажирских платформ, то предполагается, что их будет около трех десятков. По планам, они будут появляться поэтапно: сначала будут созданы 10-12 основных остановочных пунктов на расстоянии 4-5 километров друг друга, затем между ними появятся станции, которые разобьют Малое кольцо МЖД на более короткие участки. Наиболее проработан юго-западный участок кольца - от Пресни до Канатчиково, и по нему уже выпущено технико-экономическое обоснование.



- Комплексное решение этого вопроса предполагается дать в концепции развития данной территории, а это большие площади - около 10 тысяч гектаров. Пока мы понимаем, что нужно одновременно решать вопросы развития улично-дорожной сети, инженерного обеспечения железной дороги и реорганизации застройки в зоне Малого кольца МЖД с формированием общественных пространств.



- Эту работу мы выполняем уже по заказу "дочки" РЖД - ЗАО "Желдорипотека". Грузовые дворы содержат в себе большой потенциал для развития застройки, в том числе и жилой, в "старых" границах Москвы. На территории трех грузовых дворов и прилегающих к ним землям - "Москва-Товарная - Рижская", "Москва - Товарная-Ярославская" и "Москва-Товарная-Курская" вместе с вагоноремонтным заводом имени Войтовича - можно построить до 500 тысяч квадратных метров недвижимости.


Население этих территорий может составить больше 16 тысяч человек, а число работающих - почти 20 тысяч человек. И это параметры щадящие, в соответствии с политикой разуплотнения территорий.

Советуем к прочтению:

Эксперты: хрущевки простоят еще 75 лет

Карта строительства по адресно-инвестиционной программе появится в Москве

Еще 50 тыс кв м жилья нужно построить обманутым дольщикам Москвы

Власти Москвы вложат в строительство метро за 8 лет 800 млрд руб

Перейти на верх